Коротко о важном

 

Объявления ФНС России

 

Алименты и компенсационные выплаты: проверка на совместимость

Если имущество работника используется в служебных целях с согласия или ведома работодателя, то согласно ст. 188 ТК РФ у работодателя возникает обязанность выплатить такому работнику компенсацию за использование личного имущества.

Из положений ст. 188 ТК РФ следует, что работник имеет право на два вида выплат: компенсацию за использование, износ (амортизацию) личного имущества, а также на возмещение расходов, связанных с использованием имущества. Поэтому одному и тому же работнику за использование одного и того же имущества могут производиться две выплаты.

Многие работодатели, воспользовавшись этой нормой трудового законодательства, устанавливают в таких случаях заработную плату в минимально возможном размере, а компенсационные выплаты, напротив, увеличивают до неприличных размеров, подменяя тем самым облагаемые НДФЛ и страховыми взносами выплаты необлагаемыми.

Работник от такого перераспределения, разумеется, никак не страдает, а вот для работодателя выгода весьма очевидна - НДФЛ и страховые взносы уплачиваются в минимальном размере.

Данный способ налоговой оптимизации является рискованным не только с точки зрения налоговых правоотношений, но и гражданской позиции. Потому что при наличии у работодателя исполнительного листа на удержание алиментов, у бухгалтера возникает вопрос: надо ли удерживать алименты с компенсационных выплат.

Разобраться с этим вопросом, как оказалось, не просто. Ведь с одной стороны, понятно, что при соответствующем документальном подтверждении понесенных работником расходов никакой дополнительной выгоды у него не возникает. А с другой стороны, есть исчерпывающий Перечень выплат, с которых работодателями не удерживаются алименты, и такого вида дохода, как возмещение расходов, связанных с использованием личного имущества, в нем нет.

Поскольку однозначный и утвердительный ответ на этот вопрос нам найти самостоятельно не удалось, за разъяснениями, мы как всегда, обратились в компетентные органы. Поэтому у вас есть уникальная возможность ознакомиться с тем, что нам ответили судебные приставы.

 

За работников – иностранных граждан нужно платить страховые взносы

В этом номере журнала мы завершаем серию статей, посвященных работникам, которые не являются гражданами России. Хлопот с трудоустройством таких граждан много. А учитывая передачу администрирования страховых взносов в ведение Федеральной налоговой службы, в этом году изменился и нормативный документ, на основании которого работодатели обязаны исчислять страховые взносы в отношении выплат в пользу иностранных граждан.

Нюансов в исчислении страховых взносов много. В отличие от налога на доходы физических лиц, на обязательные виды страхования непосредственное влияние оказывает правовой статус иностранца, его квалификация, а также гражданство. Ведь работники государств, являющихся членами Евразийского экономического союза, находятся в более привилегированном положении по сравнению с работниками других стран.

Разобраться самостоятельно со всеми вопросами не просто. Разные источники дают противоречивую информацию. Поэтому во избежание потери времени и искажения базы по страховым взносам предлагаем воспользоваться нашими разъяснениями и сводной таблицей, в которой объединены все категории иностранных работников и приведены тарифы страховых взносов в разрезе каждого вида обязательного страхования. В преддверии лета это особенно актуально, так как иностранцы стараются приезжать к нам в теплое время года.

Кроме этого, расскажем, почему заработную плату «наличкой» иностранцем выдавать опасно, и что делать с иностранными водителями, у которых нет водительских прав российского образца.

 

Учимся на чужих ошибках и почему внеплановые проверки так опасны

Вплоть до конца 2018 г. в России продолжатся, так называемые, «надзорные каникулы». Они, как известно, были введены временно (на трехлетний период с 1 января 2016 г.) и их основное предназначение – это освобождение от проведения плановых проверок микропредприятий и малых предприятий. Таким образом, субъекты малого предпринимательства вот уже на протяжении более двух лет на законном основании избегают плановых проверок со стороны трудовой инспекции, МЧС, ФМС, Роспотребнадзора и других подобных надзорных органов.

Многие работодатели, узнав о введении «надзорных каникул», в буквальном смысле расслабились, совершенно забыв о том, что цель такого нововведения – это, прежде всего, снижение административного давления на «законопослушные» малые предприятия, а также стимулирование бизнес - сообщества на соблюдение всех действующих норм законодательства. Поэтому, как только в ходе проведения внеплановых проверок малого предприятия подтверждается факт совершения хотя бы одного грубого административного правонарушения, «иммунитет» в части не проведения плановых проверок теряется. Что автоматически свидетельствует о появлении права у надзорных органов назначить плановую проверку на следующий календарный год даже тогда, когда организация или предприниматель по всем своим финансовым показателям относится к субъекту малого предпринимательства.

Если желания встречать непрошенных гостей нет, то стоит максимально дружественно расставаться со своими партнерами по бизнесу, а также с увольняемыми работниками. Ведь, как известно, заявления именно от этих лиц чаще всего являются предлогом для назначения внеплановой проверки. А уже в ходе ее проведения практически в 100% случаях котроллеры и находят нарушения действующего законодательства.

2016 г. и начало 2017 г. в Самарской области ознаменовались большим количеством жалоб и обращений в сфере трудового законодательства. Это не удивительно, так как действующая редакция Кодекса об административных правонарушениях РФ стала содержать внушительный перечень оснований, которые признаются административным правонарушениям в сфере труда и охраны труда. По этой причине предлагаем узнать об ошибках, которые работодатели Самарской области в 2016 г. и 2017 г. совершали чаще всего, и которые привели к санкциям со стороны инспекции труда.

 

Как обосновать полученный убыток: выгодные формулировки на любой случай

Вот уже на протяжении нескольких лет в начале лета налоговики начинают массовую рассылку сообщений с требованием представить пояснения по тем или иным формам налоговой отчетности. И если раньше такие сообщения приходили только в тех случаях, когда налоговым органом были обнаружены какие-либо ошибки и несоответствия контрольным соотношениям, то сейчас такие сообщения направляются даже тем налогоплательщикам, у которых явных ошибок в отчетности нет. Так, например, налоговики могут запросить причины снижения выручки или отсутствия выручки при выбытии основных средств, попросить обосновать размер учтенных процентов или размер заявленного убытка.

В этом году рассылка таких требований началась значительно раньше. А это значит, что, руководствуясь п. 3 ст. 88 НК РФ, налоговые органы активно проводят контрольные мероприятия в рамках камеральных налоговых проверок и не упускают своей возможности истребовать пояснения по поводу образовавшегося по итогам года убытка.

Вероятность того, что налоговики не воспользуются своим правом истребования пояснений, обосновывающих причины образования убытков, крайне низка. А потому все налогоплательщики, которые получили убытки по итогам 2016 г. и 1 кв. 2017 г., скорее всего, получат соответствующие требования из ИФНС.

Игнорировать подобные сообщения настоятельно не рекомендуем. Это даст повод налоговикам более тщательно присмотреться к налогоплательщику и пригласить представителей данной организации на комиссию по легализации объектов налогообложения. Более того, такой налогоплательщик рискует попасть в план выездных налоговых проверок на следующий календарный год, который налоговики формируют на протяжении всего налогового периода.

Составить пояснение о размере полученного убытка не сложно, однако сделать это необходимо таким образом, чтобы дальнейших контрольных мероприятий в отношении налогоплательщика не последовало.

 

Перевод на сдельную оплату труда

Трудовой кодекс РФ предусматривает несколько форм оплаты труда. Она может быть повременной (окладной), сдельной и сдельно-премиальной. Какой вариант является наиболее предпочтительным, каждый работодатель решает самостоятельно. Однако статистика упорно свидетельствует о том, что окладная форма преобладает в экономически стабильные годы, а сдельная или сдельно-премиальная - в кризисные и экономически нестабильные периоды.

Чисто теоретически менять форму оплаты труда работодатель может так часто, как он этого захочет. Однако одного желания мало. Главное - соблюсти процедуру перехода с одной формы оплаты труда на другую и заручиться согласием работников.

Поскольку работники предприятия практически всегда подозревают работодателей в желании понизить им заработную плату, то зачастую смена формы оплаты труда проходит не просто. Причем в особо сложных ситуациях подтвердить или опровергнуть законность действий работодателя получается только в судебном порядке. Именно поэтому при изменении формы оплаты труда важно не только не нарушать закон, но и не вступать в конфликт с работниками предприятия.

Большинство малых предприятий в настоящее время работают, как правило, без кадровиков, поэтому документальным оформлением изменений системы оплаты труда вынуждены заниматься бухгалтеры. В силу своей постоянной загруженности и нехватки соответствующих знаний, такие работники, к сожалению, не всегда делают все правильно. Поэтому предлагаем разобраться с переводом работников на сдельную оплату труда прямо сейчас.

Уверены, что наши разъяснения, практические рекомендации и образцы необходимых документов помогут вам осуществить переход на иную систему оплаты труда так, как этого требует закон.

 

Государственная инспекция по труду консультирует

 

Вы нас спрашивали