Коротко о важном

 

НДС с полученного аванса: выбор за главбухом

Практически все главные бухгалтеры знают о том, что с полученного аванса (предварительной оплаты) надо уплатить НДС в бюджет.

В дальнейшем при отгрузке товаров (работ, услуг) надо еще раз исчислить НДС к уплате в бюджет, а сумму ранее уплаченного НДС с аванса во избежание двойного налогообложения необходимо восстановить, отразив в книге покупок.

Теоретические знания, как показывает практика, не всегда легко реализовать в жизни. Поэтому многие бухгалтеры при оформлении книги продаж и книги покупок в случае получения аванса теряются. А чтобы не усложнять себе жизнь с авансов полученных, по которым товары (работы, услуги) отгружаются в пределах пяти дней или даже в пределах одного налогового периода, НДС вовсе не исчисляют, и, соответственно, не отражают эту операцию в налоговой декларации по НДС.

Объяснение этому простое, налоговая база по НДС в таком случае не искажается, а документооборот существенно упрощается.

Проблемы у бухгалтеров начинаются лишь тогда, когда налоговики, обнаружив в декларации по НДС незадекларированную сумму аванса, просят представить соответствующие пояснения причин выявленного нарушения и занижения налоговой базы по НДС. И как оказывается, составить такие пояснения не совсем просто, потому что единого мнения на сей счет в настоящее время не имеется.

Тем не менее, разъяснить эту ситуацию налоговикам не составит труда в том случае, когда бухгалтер четко понимает механизм восстановления и уплаты НДС в случае получения аванса в счет предстоящих поставок. Поэтому, учитывая огромное количество запросов, поступающих в нашу редакцию на эту тему, этот механизм мы сегодня продемонстрируем на цифрах.

А два практических примера отгрузки товара, как с предварительной оплатой, так и без нее позволят вам не только досконально разобраться с авансовым НДС, заполнением книги покупок и книги продаж, но и составить грамотное пояснение на требование налоговиков.

 

Воинский учет: все, о чем должен знать работодатель

Не секрет, что многие работодатели стараются максимально минимизировать количество наемных работников с тем, чтобы сэкономить на заработной плате и, естественно, на страховых взносах, уплачиваемых в ФСС и ПФР.

Так, сейчас практически не увидишь на малых предприятиях такого специалиста, как «кадровик». А если учитывать тот факт, что от кадровой работы избавиться никак нельзя, то в последнее время уже стало нормой возлагать должностные обязанности инспектора отдела кадров на бухгалтера.

Специального образования по кадровому учету бухгалтеры, как правило, не получают. И почему то считается, что этот участок учета не заслуживает столь уж пристального внимания. Проверок со стороны Военных комиссариатов мало, а штрафные санкции не такие уж и большие.

Тем не менее, каждый уважающий себя руководитель и каждый бухгалтер, который занимается кадрами, должен понимать, что документы по личному составу – это важно. И исполнение обязанностей по воинскому учету – это не право работодателя, а его обязанность. И эта обязанность возникает даже в том случае, когда на предприятии трудится хотя бы один военнообязанный работник.

Хотим отметить, что эта тема в журнале для бухгалтеров появилась не случайно. С воинским учетом нас попросили разобраться сразу несколько предприятий. А это может означать лишь одно – в Самарской области активизировались Военные комиссариаты, которые начали масштабную работу по контролю постановки воинского учета работодателями области на предмет соответствия действующему законодательству и организации.

Мы решили не «ходить вокруг да около», а разобраться с этой темой так, чтобы никаких вопросов у бухгалтеров больше не осталось. А с теми вопросами, которые прямо не урегулированы законом, обратились в Военный комиссариат Самарской области. Поэтому читайте информацию, что называется из первых уст. И никаких пробелов в знаниях по воинскому учету у вас точно не останется.

 

Деньги на личные нужды предпринимателя: поиски счета продолжаются

Как показывает практика, при создании бизнеса все чаще и чаще граждане задумываются о том, какие «бонусы» в дальнейшем будут у предприятия в зависимости от того, как или на кого оно зарегистрировано. В этом плане у регистрации ИП есть один, но очень большой минус – это полная ответственность перед кредиторами, в том числе и личным имуществом, даже после того, как статус ИП будет прекращен. Юридическим лицам в этом плане проще – ответственность наступает только в размере уставного капитала и только до того момента, пока юрлицо не будет ликвидировано.

Если долги не копить и не банкротить предприятие умышленно, то в остальном у предпринимателей только одни плюсы. Отчетности, представляемой в различные госорганы, меньше. Особенно это ощутимо, когда у ИП нет наемных работников.

Бухгалтерский учет ИП вести не обязаны, как не обязаны они составлять и бухгалтерскую отчетность. Различные штрафные санкции у них на порядок меньше чем у юрлиц. А еще каждый предприниматель может забрать себе денежные средства с формулировкой «на личные нужды» и не платить с этого никакой налог. Вот с этими деньгами мы сегодня и разберемся.

 

Перемены в работе бухгалтера, которые готовят чиновники

В настоящее время на рассмотрении в Госдуме и в Правительстве РФ находится огромное количество законопроектов, которые существенно повлияют не только на деятельность организаций и предпринимателей, но и на работу бухгалтеров, которые ведут учет в этих хозяйствующих субъектах.

Законодатели планируют внести существенные изменения для «упрощенцев», установить единый срок выплаты заработной платы, передать администрирование страховых взносов налоговикам, но при этом сохранить отчетность во внебюджетные фонды. Скорее всего, изменятся сроки сдачи отчетности в ПФР, и даже возможно, что форму РСВ-1 придется сдавать ежемесячно.

Кроме этого, чиновники активно продвигают такой новый вид проверки, как контрольная закупка. И еще налоговики наконец-то поняли, что форма расчета 6-НДФЛ далека от совершенства. Поэтому, совершенно очевидно, что в ближайшем будущем либо форма преобразится, либо порядок ее заполнения будет более понятным и развернутым.

Изменений уже в этом году и в ближайшие годы планируется очень много. Инициативу чиновники проявляют не случайно, ведь денег в бюджете нет. А это значит, что большая часть поправок приведет к увеличению различного рода обязательств и к усилению контроля со стороны надзорных органов. К этому надо подготовиться заранее, поэтому в этом номере журнала информация о том, к чему готовиться бухгалтерам в самое ближайшее время.

 

Что ответить инспектору на вопрос о льготах по налогу на имущество в отношении движимых объектов

Последним днем представления налоговой декларации по налогу на имущество за 2015 г. в этом году стало 30 марта. Поэтому в период с 1 апреля и по 30 июня 2016 г. (в зависимости от того, когда была представлена налоговая декларация) налоговыми органами проводятся камеральные налоговые проверки декларации по налогу на имущество.

Многие организации в декларации за 2015 г. впервые заявили льготу с кодом 2010257. Эта льгота предполагает освобождение от уплаты налога с движимого имущества, которое было принято на учет после 1 января 2013 г. Поэтому у налоговиков появилось законное право требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на такую льготу.

Следует отметить, что этим правом налоговики активно пользуются, рассылая налогоплательщикам всевозможные требования о представлении не только пояснений и сведений, но и первичных учетных документов, подтверждающих право на льготу.

Игнорировать такие требования настоятельно не рекомендуем. Во-первых, потому что за непредставление документов и сведений с налогоплательщиков может быть взыскан штраф по ст. 126 НК РФ. Во-вторых, это может привести к тому, что налоговики откажут налогоплательщику в льготах, так право на льготу нужно обязательно подтверждать документально. А, в третьих, неисполнение требований может стать одной из причин назначения выездной налоговой проверки. А это почти что приговор для любого юридического лица.

Предлагаем вам не тратить время на составление нужных пояснений, а воспользоваться нашим образцом. Проверку временем этот шаблон уже прошел. И, как оказалось, налоговиков он вполне устраивает.

 

Вы нас спрашивали

 

Прокуратура разъясняет