Коротко о важном

Весной этого года было принято много нормативных актов, которые уже повлияли на работу бухгалтеров. Так, например, изменился порядок расчета отпускных и расчет транспортного налога по дорогим авто; отменена обязанность сообщать об открытии/закрытии счетов в банках; подписан закон об упрощении налогового учета; внесены поправки, расширяющие перечень обязанностей налогоплательщиков-физических лиц и т.д. Изменений много, поэтому в этом номере журнала вы найдете всю информацию, которую нужно учесть в работе.

 

Объявления МРИ ФНС № 2 по Самарской области

 

Объявления Управления РосПОТРЕБнадзора по Самарской области

 

Объявления Управления РосПРИРОДнадзора по Самарской области

 

ЭксклюзивВексель при «упрощенке»: разбираемся с датами признания дохода

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, так же как и «общережимники» очень часто используют в своей деятельности векселя.

Удобство векселя как платежного средства в том, что он позволяет избежать фактического движения денежных средств. Кроме того, изменение даты договора купли-продажи векселя позволяет варьировать моментом совершения сделок, и таким образом учитывать доходы и расходы в удобное для налогоплательщика время. 

Несмотря на изменения в налоговом законодательстве, вопросы, касающиеся отражения в учете операций с векселями, не дают покоя не только налогоплательщикам – «упрощенцам», но и самим контролирующим органам. А все потому, что «упрощенцы» учитывают доходы и расходы «кассовым методом».

Споры организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, с налоговыми органами, связанными с учетом доходов от реализации при оплате векселем, в том числе векселем третьего лица не прекращаются. И каждая из сторон налоговых правоотношений трактует нормы налогового законодательства, как правило, в свою пользу.

Ориентируясь на проблемы наших читателей, мы обратились с запросом в УФНС Самарской области, которое помогло нам найти правильный выход из непростых жизненных ситуаций.

 

ЭксклюзивЕНВД: «повесть» о том, как чиновники вводят налогоплательщиков в заблуждение

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход установлена Налоговым Кодексом РФ. Однако ее применение возможно только в том случае, если она введена нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов или городских округов.

На территории г.о. Тольятти «вмененка» введена постановлением Тольяттинской городской Думы от 19.10.05 г. № 258 и этим же постановлением установлен коэффициент К2. Особенность Тольяттинского коэффициента К2 в том, что его размер (при осуществлении лишь некоторых видов предпринимательской деятельности) зависит от размера выплачиваемой заработной платы. И если заработная плата сотрудников выше 7.838 руб., то налогоплательщику дозволено применять коэффициент в размере 0,5. В противном случае коэффициент К2 равен 1. А это значит, что размер единого налога на вмененный доход увеличивается ровно в два раза.

Формулировка понятия «величина выплачиваемой среднемесячной заработной платы», приведенная в постановлении Тольяттинской городской Думы № 258, не слишком удачна для восприятия. Поэтому  многие бухгалтера воспринимают эту фразу буквально и вводят своих руководителей в заблуждение.

А вот мы точно знаем, что именно под словом «выплачиваемой» заработной платы имели в виду законодательные органы власти. И теперь претензии со стороны налоговых органов к нам исключены.

 

Время пришло: разберитесь с долгами

Вмененщики, которые осуществляют свою деятельность на территории г. Тольятти, для применения коэффициента К2 в размере 0,5 не должны иметь задолженности как в отношении самого единого налога на вмененный доход, так и в отношении пени и штрафов по этому налогу. Такое новое условие с 1 января 2014 г. появилось в постановлении Тольяттинской городской думы от 19.10.05 г. № 258.

Впервые проверять выполнение этого условия сотрудники Тольяттинских ИФНС будут в ходе камеральных налоговых проверок за I квартал 2014 г. И можно не сомневаться, что этот показатель проверят у всех налогоплательщиков, которые в налоговых декларациях по ЕНВД заявят коэффициент К2 в размере 0,5. Провести проверку налоговикам достаточно легко, поскольку вся информация о долгах налогоплательщиков находится в их единой информационной базе.

А вот налогоплательщикам, особенно индивидуальным предпринимателям, которые не ведут полноценный бухгалтерский учет, отследить долги, которые могли накопиться за несколько лет проблематично.

Именно поэтому всем «вмененщикам» мы настоятельно рекомендуем как можно быстрее провести сверку с бюджетом как по единому налогу на вмененный доход, так и по пени и штрафам по этому налогу. Задолженность даже в один рубль, может увеличить ваши налоговые обязательства ровно в два раза.

 

«Внештатные» ситуации учета рабочего времени

В большинстве случаев размер заработной платы зависит от того времени, которое сотрудник провел на рабочем месте. Поэтому, начисляя заработную плату, каждый бухгалтер должен иметь перед собой не только «зарплатные» документы (действующее штатное расписание, приказы о приеме на работу, положения о премировании, коллективный договор и т.п.), но и правильно заполненный табель учета рабочего времени.

Этот документ, почему то недооценивается работодателями. Хотя в случае спора с работниками или с надзорным органом, табель, зачастую помогает доказать обоснованность начисленной заработной платы или отсутствие задолженности работодателя перед работником.

Табель учета рабочего времени является односторонним документом. Его заполняет работодатель. Поэтому исправить допущенные ошибки и неточности можно «задним числом», не афишируя сей факт перед контролирующими органами. К сожалению, этой возможностью работодатели не всегда пользуются, поскольку работник, заполняющий табель, и сам не знает, как правильно табель оформить. А что в итоге? Обидный штраф, проигранный трудовой или налоговый спор или доначисление налогов и взносов.

И только потом работодатель осознает, что всего этого можно было бы избежать. Для этого достаточно было лишь оформить табель учета рабочего времени так, как того требует действующее трудовое законодательство.

 

Что ответить инспектору на вопрос об исчислении ЕНВД

Начиная с 2013 г. индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН с объектом налогообложения «доходы» или систему налогообложения в виде ЕНВД и не имеют наемных работников (то есть не производят выплат и иных вознаграждений физическим лицам) имеют право уменьшить сумму исчисленного налога на сумму уплаченных ими страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года без применения ограничения в виде 50%.

Однако при этом необходимо соблюсти одно требование. Страховые взносы должны быть фактически уплачены в налоговом периоде.

Налоговым периодом по ЕНВД является квартал, поэтому и уменьшить ЕНВД за I квартал 2014 г. можно только на те страховые взносы, которые уплачены в период с 1 января по 31 марта 2014 г.

К сожалению, не все индивидуальные предприниматели об этом знают. Ну а большинство ИП-эшников, в надежде, что их не проверят, представили в ИФНС налоговые декларации за I квартал с налогом к уплате ноль рублей, и при этом умышленно страховые взносы в I квартале 2014 г. в ПФР не перечислили.

Сопоставив убытки от недоимки ЕНВД и отсутствие платежей в ПФР, налоговики решили всем «вмененщикам» (кстати, не только предпринимателям) направить требования о представлении письменных пояснений с
приложением копий подтверждающих документов, подтверждающих фактическую уплату страховых взносов в бюджет.

Игнорировать требования налоговиков настоятельно не рекомендуем. Поскольку в принципе у налоговиков вся информация уже имеется. Ее они получают в рамках межведомственного обмена с ПФР и ФСС и могут самостоятельно доначислить ЕНВД. Так что целью контрольных мероприятий налоговиков является скорее проверка добросовестности налогоплательщиков и их честности, а также сверка тех платежей, которые поступают в Пенсионный фонд.

 

Ходатайство, которое поможет продлить сроки представления запрашиваемых документов

Объем запрашиваемых налоговыми органами документов ежегодно увеличивается. И если раньше налоговики просили документы в основном у плательщиков НДС, то сейчас требования о представлении документов получают даже те, кто этот налог не платит.

Основная масса представляемых документов, конечно же, приходится на встречные проверки. И те налогоплательщики, которые имеют достаточно большое количество контрагентов, уже почувствовали рвение налоговиков. Такое ощущение, что бизнес должен не зарабатывать, а должен делать копии всевозможных документов и представлять их налоговикам.

Не представлять документы в ИФНС опасно, поскольку надзорный орган может взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Сумма вроде бы и не большая, но если количество запрашиваемых документов исчисляется десятками или сотнями, то размер штрафа становится существенным.

В некоторых ситуациях, подготовить и своевременно представить запрашиваемые документы просто физически невозможно. К примеру, нет главного бухгалтера (болеет, в отпуске и т.п.), или количество документов просто огромное. Поэтому, во избежание штрафных санкций, есть смысл направить в ИФНС ходатайство о продлении срока представления истребуемых документов.

Форма ходатайства никаким нормативным актом не утверждена, поэтому налогоплательщик должен составить его самостоятельно. А чтобы налоговики согласились продлить сроки представления запрашиваемых документов, важно привести в ходатайстве такие доводы, которые убедили бы налоговиков пойти навстречу налогоплательщику.

Какие аргументы есть у налогоплательщиков, как избежать штрафа и как составить ходатайство, вы узнаете из этой статьи.

 

Федеральная налоговая служба консультирует налогоплательщиков

Налоговики и налогоплательщики всегда были по разные стороны баррикады. Цели и задачи у этих сторон налоговых правоотношений абсолютно разные, а потому споры и трения неизбежны. Однако избежать некоторых претензий со стороны налоговиков все же можно. Для этого достаточно заранее знать позицию контролирующих органов, их требования и аргументы.

 

Фонд социального страхования отвечает на вопросы страхователей и застрахованных лиц

В отличие от налоговых органов, ревизоры ФСС относятся к страхователям более дружелюбно. Видимо поэтому чиновники этого ведомства делают ставку, скорее, на профилактическую работу, чем на контрольные мероприятия, призывая тем самым страхователей не нарушать, а соблюдать нормы  действующего законодательства.

 

Вы нас спрашивали

Эта рубрика стала уже традиционной в нашем журнале, поскольку в ней мы отвечаем на вопросы наших читателей, ответы на которые они не смогли найти самостоятельно.

Отвечая на тот или иной вопрос, мы всегда стараемся донести логику решения. Поэтому уверены в том, что если возникнет похожая ситуация у наших читателей и в будущем, то они с решением проблемы справятся достаточно быстро и уже без нашей помощи.

 

ПАМЯТКА обязательных реквизитов

Система и бухгалтерского и налогового учета основана на первичных документах. Для бухгалтера первичный документ является своеобразным раздражителем: «есть документ - нужна проводка». Связано это, конечно же, с требованиями Федерального закона от 06.12.11 г. № 402-ФЗ, согласно которому каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

С 1 января 2013 г. каждый хозяйствующий субъект (предприниматель или организация) вправе самостоятельно утвердить любой первичный документ. При этом главным условием для признания расходов по таким документам является наличие в них обязательных реквизитов, перечисленных в ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 г. № 402-ФЗ. Кстати ранее аналогичные обязательные реквизиты первичных учетных документов были перечислены в ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г.  № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В настоящее время не только Федеральный закон № 402-ФЗ содержит перечень обязательных реквизитов, наличие которых обязательно в «первичке». Есть и другие нормативные акты, в которых имеется подобный перечень реквизитов. Отсутствие одного из обязательных реквизитов будет иметь точно такие же негативные последствие, как и отсутствие самого первичного документа.

Мы собрали все требования в единую памятку, которая будет незаменима в любой ситуации.