Статьи

Ставка рефинансирования

 

Работа главного бухгалтера, а особенно малого предприятия предполагает наличие знаний не только в сфере бухгалтерского учета и налогообложения, но и финансового анализа, делопроизводства, юриспруденции и гражданских правоотношений. Этот перечень далеко не полный и если главный бухгалтер хочет, чтобы его предприятие длительное время прибыльно работало и обеспечивало стабильный заработок, то необходимо быть универсальным специалистом и интересоваться даже теми вопросами, которые на данном этапе не являются актуальными.

Иногда, читая те или иные бухгалтерские издания, бухгалтер подсознательно «отсекает» и, соответственно, не воспринимает ненужные (как ему кажется на этот момент) сведения. К сожалению, зачастую бухгалтера обходят вниманием и ставку рефинансирования, хотя эту «справочную цифру» публикуют практически все ведущие деловые средства массовой информации. Видимо, не зря таким вниманием наделена эта загадочная учетная ставка ЦБ РФ.

Что это такое, а также для чего, кому и когда нужна ставка рефинансирования бухгалтеру, попробуем разобраться вместе.

 

Что такое ставка рефинансирования

 

В ст. 40 Федерального закона от 10.07.02 г. № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определено, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций. При этом формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России

Слово «рефинансирование» – означает процесс, в течение которого заемщик выплачивает полученный ранее (уже существующий) кредит с помощью нового кредита. Целью заемщика при рефинансировании, как правило, является решение следующих задач:

-       получение нового кредита на более выгодных условиях, например по более низкой ставке, что позволяет заемщику снижать свои расходы (это дает возможность банкам менять ставки кредитования клиентов);

-       получение нового кредита с целью продления срока кредитования (кредиты ЦБ для коммерческих банков являются дополнительными ресурсами для кредитования клиентов).

 Ставка рефинансирования (англ. Federal funds rate) – это размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Через такие кредиты обеспечивается регулирование ликвидности банковской системы при недостатке у кредитных организаций средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения, принятых на себя обязательств.

 

 

Другие определения ставки рефинансирования

Центрального Банка

 

1.     Процентная ставка, применяемая центральным банком в его операциях с коммерческими банками и другими кредитными институтами при покупке государственных краткосрочных обязательств и переучете частных коммерческих векселей. (Современный экономический словарь).

 

2.     Размер платежа, производимого клиентами банка при погашении старой задолженности по кредитам путем их замены новыми кредитами. (Новый экономический и юридический словарь).

 

 

Каждое изменение ставки рефинансирования, это вестник того, что в ближайшем будущем возможны изменения (пересмотры) коммерческими банками процентных ставок по депозитам и кредитам.

Как правило, одновременно с изменением ставки рефинансирования Центральный банк изменяет и ставки по операциям Банка России: по ломбардным аукционам и ломбардным кредитам; по кредитам овернайт; по операциям - прямое РЕПО на аукционной основе; по кредитам, обеспеченным нерыночными активами или поручительствами; по операциям прямого РЕПО (на сроки 1 и 7 дней, 1 год); сделкам «валютный своп»; депозитным операциям ЦБР, проводимым по фиксированным ставкам; по сделкам «валютный своп»; по депозитным операциям Банка России, проводимым по фиксированным процентным ставкам в соответствии с Положением Банка России от 05.11.03 г. № 203-П: на стандартных условиях «том-некст», «спот-некст», «до востребования».

 Таблица 1

Динамика изменения ставки рефинансирования

  

Период действия

%

Нормативный документ

с 26 декабря 2011 г.

8

Указание Банка России от 23.12.11 г. № 2758-У

с 3 мая 2011 г.

по 25 декабря 2011 г.

8,25

Указание Банка России от 29.04.11 г. № 2618-У

с 28 февраля 2011 г.

по 2 мая 2011 г.

8

Указание Банка России от 25.02.11 г. № 2583-У

с 1 июня 2010 г.

по 27 февраля 2011 г.

7,75

Указание Банка России от 31.05.10 г. № 2450-У

с 30 апреля 2010 г.

по 31 мая 2010 г.

8

Указание Банка России от 29.04.10 г. № 2439-У

с 29 марта 2010 г.

по 29 апреля 2010 г.

8,25

Указание Банка России от 26.03.10 г. № 2415-У

с 24 февраля 2010 г.

по 28 марта 2010 г.

8,5

Указание Банка России от 19.02.10 г. № 2399-У

с 28 декабря 2009 г.

по 23 февраля 2010 г.

8,75

Указание Банка России от 25.12.09 г. № 2369-У

 

Для чего нужна и на что влияет ставка рефинансирования

 

Ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на процентные ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями. Поэтому, в своей процентной политике, коммерческие банки в большей степени ориентируются и зависят от ставки ЦБ России.

В зарубежной практике вместо термина «ставка рефинансирования» зачастую используется аналогичный по значению термин - «учетная ставка».

Размер ставки рефинансирования влияет на многие факторы. В том числе на:

·         Регулирование привлечения иностранных инвестиций

Повышение  ставки   рефинансирования  способствует привлечению в страну иностранного капитала, соответственно снижается курс иностранной валюты и повышается курс национальной. В этом случае выгодно вкладывать инвестиции в экономику  такой  страны за счет высокой доходности.

Снижение  ставки рефинансирования приводит к тому, что увеличивается масса свободных денег в обращении, появляется больше возможностей для вложения денег, и вкладчик уже выбирает финансовые инструменты по соотношению риска и доходности.

·         Определение средней величины ставок по банковским вкладам

В случае если ставка рефинансирования составляет 9%, то коммерческому банку нет смысла поднимать процентную ставку выше, поскольку он может взять эти деньги у государства гораздо дешевле. Поэтому, как правило, средней  ставкой  по банковским вкладам является ставка рефинансирования, уменьшенная на 2 - 3 процентных пункта.

Кроме всего прочего, ставка рефинансирования является одним из механизмов по сдерживанию инфляционных процессов в России. Закономерность такая: при снижении темпов инфляции, снижается и ставка рефинансирования. В ситуации, когда понижается ставка ЦБ, с одной стороны выиграют заемщики, а с другой стороны проигрывают вкладчики российских банков, лишаясь, части прибыли от своих вложений.

 Бухгалтерам наиболее интересна ставка рефинансирования с точки зрения базовой величины, которая принимается за основу при исчислении некоторых показателей, характерных для предпринимательской деятельности предприятий и ИП:

  • определение размера денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику;
  • возможность отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам по налогу на прибыль;
  • расчет пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налога или сбора;
  • начисление процентов по рублевым банковским вкладам, облагаемых НДФЛ;
  • определение налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде материальной выгоды;
  • определение размера процентов при изменении срока уплаты налога - отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора;
  • определение размера процентов за предоставление инвестиционного налогового кредита;
  • определение размера процентов при нарушении срока возврата (зачета) налогоплательщику налоговым органом излишне уплаченного или излишне взысканного налога;
  • возмещение НДС при нарушении сроков возврата суммы НДС.

Таким образом, хочет того предприятие или индивидуальный предприниматель или нет, но хотя бы один раз в жизни со ставкой рефинансирования «встретиться» придется.

 

Фискальная функция ставки рефинансирования - исчисление пени

 

В условиях кризиса и экономической нестабильности, многие субъекты налоговых правоотношений испытывают недостаток денежных средств, а потому платят налоги несвоевременно, нарушая установленные Налоговым Кодексом РФ сроки. Для того, чтобы как то компенсировать потери бюджета в связи с несвоевременным поступлением налогов и сборов, государство предусмотрело некую денежную сумму (пени), которая напрямую зависит от суммы недоимки налога (сбора), количества дней просрочки и ставки рефинансирования. Причем эту «компенсационную выплату» государству плательщики – должники должны самостоятельно рассчитать и перечислить в бюджет одновременно с суммой основного долга. Таким образом, чаще всего бухгалтер сталкивается со ставкой рефинансирования при расчете пени.

Определение пени дано в ст. 75 НК РФ. Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить, если уплата причитающихся сумм налогов и сборов произошла в более поздние сроки, чем установленные законодательством о налогах и сборах (то же касается налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).

 

 

Налоговый Кодекс РФ

(извлечение)

Статья 75. Пеня

1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

2. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

4. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

5. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

6. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статье 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.

8. Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

 

 

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента, когда налогоплательщик предъявил в банк платежное поручение на перечисление налога на соответствующий счет Федерального казначейства, при условии, что денежных средств на день платежа достаточно.

Сумма пеней уплачивается помимо сумм налогов и сборов, которые должны быть уплачены. Пени необходимо заплатить одновременно с уплатой налогов и сборов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени и налоги уплачиваются отдельными платежными поручениями. Связано это с тем, что коды бюджетной классификации (КБК) по пеням и налогам различаются.В поле 104 платежного поручения при указании 20-тизначного кода бюджетной классификации (КБК) необходимо учитывать, что в 14-17 разряде КБК указываются следующие значения вида платежа:

1000 - при уплате налога (сбора)

2000 - при уплате пени

3000 - при уплате штрафа.

Пени начисляется за каждый день просрочки платежа по налогу и сбору, начиная со следующего дня, когда обязательство по налогу и сбору должно быть исполнено. Рассчитывать пени необходимо по тот день (включительно), когда погашена задолженность по налогу.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Порядок расчета пеней по всем налогам и сборам, в том числе по авансовым платежам, одинаков.

Если в периоде начисления пеней произошло изменение ставки рефинансирования, то этот период следует разделить на части. Пени в этой ситуации следует исчислять по каждому периоду отдельно, а затем суммировать полученные результаты.

 

Формулы для исчисления пени выглядят следующим образом:

 

Ставка для расчета пени

(в процентах)

=

Ставка рефинансирования

*

1/300

 

 

Сумма пени

=

Сумма налога, перечисленного в более поздний срок по сравнению с законодательно установленным

*

Ставка для расчета пени

(в процентах)

*

Количество дней просрочки

 

Рассчитать пени в случае просрочки исполнения обязанности по налогам или сборам можно самостоятельно, а можно воспользоваться калькуляторами пени, которые выложены в свободном доступе в Интернете. В любом случае, те суммы пени, которые вы получили с помощью On-lineкалькулятора необходимо проверить.

 

Рассмотрим расчет пени на примере.

 

Пример 1:

ООО «Электрон+» применяет упрощенную систему налогообложения. По итогам I полугодия 2012 г. общество должно уплатить в бюджет авансовый платеж по единому налогу, уплачиваемому  связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 17.000 руб.

Согласно п. 7 ст. 346.21 НК РФ авансовый платеж должен быть уплачен не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, то есть не позднее 25-го августа 2012 г.

В связи с отсутствием денежных средств ООО «Электрон+» оплатило авансовый платеж в полном размере лишь 17 сентября 2012 г.

Рассчитаем сумму пени, которую ООО «Электрон+» должно уплатить в бюджет.

 

Этап I

Прежде всего, необходимо определить количество дней просрочки. В данном случае срок задолженности необходимо исчислять с 26.08.2012 г. Датой окончания периода задолженности будет считаться день, предшествующий оплате авансового платежа, то есть 16.09.2012 г.

 

 

Обратите внимание!

 

Количество дней задолженности перед бюджетом (количество дней просрочки)

исчисляется в календарных днях!

 

 

Итого получается количество дней просрочки - 22 дня.

 

Этап II

Ставка рефинансирования за период с 26.08.2012 г. по 16.09.2012 г. не изменялась (См. Таблицу 1) и составляла 8% годовых.

 

Этап III

Рассчитываем пени: 17.000 руб. * (8% / 300) * 22 дня = 99,73 руб.

 

ООО «Электрон+» должно уплатить в бюджет пени в размере 99,73 руб.

 

 

Пример 2:

Воспользуемся условиями предыдущего примера с той лишь разницей, что задолженность была оплачена двумя платежами: 10.09.2012 г. ООО «Электрон+» оплатило 14.000 руб., а оставшуюся задолженность в размере 3.000 руб. оплатило 17.09.2012 г.

 

Этап I

Как и в предыдущем примере необходимо определить количество дней просрочки. Но теперь этот показатель будет корреспондировать с суммой долга.

 

Сумма долга, руб.

Дата погашения задолженности

Период задолженности

Количество дней задолженности

17.000

10.09.2012 г.

с 26.08.2012 г.

по 09.09.2012 г.

15

3.000

17.09.2012 г.

с 10.09.2012 г.

по 16.09.2012 г.

7

Итого:

22

 

Этап II

Ставка рефинансирования за период с 26.08.2012 г. по 16.09.2012 г. не изменялась (См. Таблицу 1) и составляла 8% годовых.

 

Этап III

Рассчитываем пени: 17.000 руб. * (8% / 300) * 15 дн. + 3.000 руб. * (8% / 300) * 7 дн. = 68 руб. + 6 руб. = 74 руб.

 

ООО «Электрон+» должно уплатить в бюджет пени в размере 74 руб.